Общество

По следам авиакатастроф. 4 громких находки АвиаПоиска в Приморье

Опубликовано 09 августа 2016 в 19:04
0 0 0 0 0

В Приморском крае с середины нулевых работает «АвиаПоиск» — клуб единомышленников, увлеченных военной историей прошлого века. За годы существования организация обнаружила десятки неизведанных мест крушений самолетов и иной авиатехники на Дальнем Востоке, нашла сотни предметов личных вещей экипажа, обнаружила тела тех, кого считали пропавшими без вести. В 2011 году АвиаПоиск был официально зарегистрирован и стал работать на профессиональном уровне. Сегодня TVR рассказывает о 4 самых громких находках организации.

Останки японского солдата

Не все знают о том, что на Сахалине тоже велись боевые действия. Недолгие, но вполне реальные: реальные патроны, страшные смерти, реальные взрывы снарядов. На острове до сих пор находят предметы тех лет, которые красочно называют «эхом войны». В 2014-м году «АвиаПоиск» и «Поисковое движение России» нашли на Харамитогских высотах останки японского солдата, лежащего там, судя по всему, с времен японского вторжения на Сахалин в 1945 году. Металлическая набойка сапога дала сигнал металлоискателю, поисковики немного копнули и поняли, что тело принадлежит человеку военному. Версию о том, что это представитель Японии, подтвердили найденные рядом артефакты: гильзы, нашивки, пуговица, обувь. Что случилось дальше с телом солдата, мы точно не знаем, но, как сообщали представители движения, на опознание должны были приехать представители страны восходящего солнца.

Годом ранее, в 2013, представители АвиаПоиска передали Японии тела двух солдат для перезахоронения.

Бомбардировщик СБ

Когда-то в далеком 1964 году молодой охотник заплутал в тайге и увидел перед собой разбитый бомбардировщик. Выбравшись из чащи, он рассказал об этом другим охотникам, которые иногда тоже набредали на останки самолета в лесах Партизанского района. Что удивительно: жители знали о том, что где-то в их тайге лежит груда металла, возможно, с членами экипажа, а администрация и различные отделы никак на этот факт не реагировали.

Информация об этом сохранилась в памяти жителей района вплоть до 2008, когда исследовать место крушения отправилась команда АвиаПоиска. Правда, точно место указать не мог: большинство историй выглядит как «плутал-плутал и нашёл». Выйдя на место, члены организации установили, что крушение бомбардировщика СБ произошло где-то в 1938 году из-за столкновения с вершиной сопки. На месте крушения были обнаружены человеческие кости, фрагменты одежды, обувь, различные боеприпасы. Установить личности погибших на месте не получилось: документов или личного оружия нигде не было.

Известно, что в кабине находилось 3 человека: пилот, стрелок-радист, штурман.

Всего на месте катастрофы было найдено 105 фрагментов костей; сам АвиаПоиск в 2008 году сообщал, что все они принадлежат, скорее всего, одному человеку — пилоту. Что стало с остальными членами экипажа — неизвестно.

Як-9

Обнаружение советского истребителя Як-9 недалеко от села Гвоздево было не таким сложным, как сам процесс его извлечения: самолет в прямом смысле вытаскивали из болота, набегавшись перед этим в различные ведомства с просьбой разрешить проведение работ. За операцией АвиаПоиска и Поискового движения России наблюдали не только жители Хасанского района, рассказавшие о месте «захоронения» воздушного судна, но и операторы и журналисты федеральных каналов.

Работа была по-настоящему трудной, ведь многие детали истребителя (целым его после крушения, разумеется, никто и не планировал видеть) весят более ста килограмм. Собственно, детали — это всё, что было найдено на месте. О судьбе летчиков неизвестно ничего, известна только причина крушения — столкновение во время тренировочного боя.

Тем не менее, большинство объектов самолета оказалось почти в идеальной сохранности. Найденную 32-мм пушку можно при желании заставить работать и в наши дни.

Транспортный самолет ЛИ-2

 

Известно несколько фактов о крушении транспортных самолетов на Дальнем Востоке. Так, например, недалеко от Хабаровска в 60-е годы совершил жесткую посадку ЛИ-2, такой же самолет разбился в Шкотовском районе, и аналогичный ЛИ-2 потерпел крушение в районе поселка Заводской и рядом с Советской Гаванью. Во всех этих местах члены АвиаПоиска, конечно же, были, но мы расскажем лишь об одном — о ЛИ-2 из Шкотовского района.

Собственно, останки транспортного самолета ЛИ-2 лежат в пятидесяти метрах от вершины сопки Лысой, так что найти их нетрудно. Говорят, на место крушения регулярно ходят различные туристические экспедиции.

«АвиаПоиск» же решил заняться более серьезным делом: изучить номера двигателя, установить личности пилотов, провести раскопки — кто знает, что прячет земля? На месте, традиционно для авиакатастрофы, были найдены фрагменты одежды и униформы: различные звездочки, кокарды, пряжки парашютов и т.д. Имена членов экипажа установлены не были, но были получены данные для работы с архивным материалом. Раскопки вокруг места крушения результатов тоже результатов не дали, хотя представители движения считают, что тела далеко не могли увезти, «так как вывозить разорванные трупы с горы было бы проблематично».

0 0 0 0 0