Эксклюзив

От первого лица: я — педагог по актерскому мастерству

Опубликовано 19 ноября 2014 в 23:53
0 0 0 0 0

«Наша жизнь — театр», — подумал TVR и решил поговорить с человеком, превращающим скромных школьников в актеров и актрис. Знакомьтесь, Елена Кищик — актриса и педагог.
GmwVYqo87uo

Я работаю в муниципальном детском центре дополнительного образования. Точнее, в нескольких центрах сразу. В одном из них веду театральную группу детей от 12 лет. Преподаю им актерское мастерство и ставлю художественные номера. В основном там одни девчонки, поэтому мне порой кажется, что у меня школа моделей…

Думаю, что главное в моей работе — снять у детей зажимы, раскрепостить, дать почувствовать себя свободно…

По образованию я редактор и издатель книг. Хорошая специальность, — очень расширяет кругозор. Раньше у меня была иллюзия, что раз выучился — так и работай по специальности! Ты ж редактор, издатель – иди работай с книгами, журналами. А кто так решил? Ведь можно заниматься очень разными вещами – выбрать для себя несколько направлений и двигаться в каждом из них. Где-то будет получаться лучше, где-то хуже. Но то, в чём ты преуспеваешь, будет тебя поддерживать и давать силы для других дел.Так легче отходишь от неудач, зная, что у тебя есть еще «островочек», на который ты можешь опереться. Такие «островки» в жизни очень важны, и не стоит зацикливаться на чем-то одном.

Dna1pQ1-AYY

Ещё будучи студенткой я начала заниматься в театр-студии «Игровая комната». Тогда это было вроде хобби, но теперь понимаю, что если ты занимаешься несколько раз в неделю, получаешь опыт выступлений в течение 4-5 лет – это уже образование.

Nn8bm-e6hrY

Во время учёбы и по окончанию университета, я, конечно, работала в журналах – писала, верстала, параллельно поступала в аспирантуру. Но большая часть работы сводилось к тому, что я просто много сидела за компьютером, — а это всё-таки не мое. Зато сейчас я отлично понимаю, что лучшая для меня работа – это коммуникация с людьми, творческое общение.

Ученики у меня классные, я действительно рада, что мы познакомилась. Так что, даже если я уйду из этой организации, надеюсь, будем все равно встречаться и заниматься театром. Что-нибудь придумаем.

Когда мои ребята выступают на сцене, я за кулисами иногда чуть не теряю сознание. Даже не могу нормально стоять во время их выступления — на коленках, почти не дыша смотрю на сцену, проговариваю вместе с ними каждую реплику, наблюдаю каждое движение.

В моей работе важно уметь планировать. Раньше я этого боялась, но сейчас понимаю, что планировать все равно надо, хотя, конечно, строго по плану все не пойдет.

В тех тренингах, что я провожу, я использую много заданий и упражнений на раскрепощение, которые можно найти в методиках Мейерхольда, Чехова, Станиславского, что-то по ходу придумываю сама. Артисты, как правило, более раскованные. Когда сама в 19 лет пришла в театральную студию и посмотрела, что там делают, подумала, что это полный идиотизм. Я была достаточно сдержанная, еще школа вдолбила в меня заблуждение, что творчество – какая-то глупость, что это смешно, несерьёзно. До сих пор с этим иногда борюсь…

Пока я училась в школе, всегда выступала на концертах, даже в КВН немного играла, и при этом мне приходилось всегда справляться с тем, что большинство людей, которые в той школе учились, тыкали в меня пальцем и говорили, что я, мягко говоря, дура. Непростая школа… То, что я делала, казалось многом чем-то из ряда вон выходящим. По этим же вопросам сегодня иногда приходится говорить и со своими учениками.

Что мне не нравится в моей работе, так это всякие отвлекающие моменты – типа бумажной волокиты. Ведь помимо преподавания мне приходится много заниматься всякими бумажками. Заполнять журналы, подписывать какие-то документы, списки, справки… Мне, на самом деле, это тяжело, такую бумажную работу я не люблю.

Ну, и оплата, конечно, смешная. В государственной структуре, похоже, невозможно получать достойные деньги. Наверное, поэтому у нас все так плохо с педагогикой.

Я просто вижу, как порой работают педагоги – у них часто мотивации нет. Не все, конечно… Но многое из того, что делается, делается на голой инициативе. Хорошо, что сегодня как альтернатива существуют ещё и коммерческие организации, которые заинтересованы в талантливых преподавателях, способных работать с радостью и на всю катушку.

NHyk1MIGV8U

Это приятно, когда ты потратил энергию и получил то, что заслужил. Но я, чаще всего, сталкиваюсь с тем, что энергию потратил, а потом получил выговор за незаполненную бумажку… Да у тебя в тот момент даже мысли об этой бумажки нет, ты занят более важными вещами!

Я не бегу на работу ранним утром, как многим приходится. Так что до обеда есть время заняться своими делами, за диссертацию, наконец, взяться, или подготовиться к тренингу, заняться спортом.

Для педагога по актерскому мастерству характерна спонтанность. Сверстать научную книжку можно по какой-то схеме. А с человеком работать по схеме невозможно. Учить его, по крайней мере. Все, по большей части, индивидуально. И нужно уметь профессиональную дистанцию держать – ученик должен понимать, что он — ученик, а ты – учитель. В процессе обучения не должно быть ничего лишнего, поэтому с друзьями заниматься всегда труднее.

555

Чем меньше я думаю о себе самой в моменты работы, тем лучше у меня получается. Слава Богу, эта работа действительно позволяет меньше думать о себе и больше — о других. Приезжаешь в плохом настроении и, кажется, что вообще нечего не получится, а начинаешь работать – эти мысли куда-то уходят.

Иногда я занимаюсь аниматорством. Скорее, для того чтобы развеяться. Последний раз была ведьмой Гингемой на детском Хэллоуине… Страшно немножко было, дети верили, что я злая ведьма. Пытались отобрать у меня тыкву… В такой момент мало просто играть роль – нужно еще все контролировать, управлять детским вниманием. Короче, ведьма получилась правда неплохая.

Еще одна важная вещь в моей работе – уметь сохранять внимание учеников, иначе результатов не будет. Поэтому самое плохое – это когда что-то вклинивается в учебный процесс – кто-нибудь зайдет, проверка какая-нибудь, звонки телефонные… Это очень сбивает настрой.

Что делать, когда забыл слова на сцене? Шпарить дальше! Забыл слова – иди по сути.

Ты же знаешь, что по смыслу должно быть. Вот она – спонтанность. Зрители таких моментов обычно не замечают, это тебе кажется, что момент «подвисания» длится века.

После работы очень хочется переключиться на что-то совершенно противоположное. Иначе – перегруз. После насыщенного дня хочется побыть одной – час-полтора погулять пешком. Накопить энергии, чтобы дальше общаться.

В будущем я могу представить создание творческой команды из ребят, с которыми сейчас занимаюсь – неважно, в рамках театральной студии, или еще как-то. Хотела бы, чтобы работа была ещё более результативная, плотная и давала больше творческой свободы. Есть многие вещи, которые мне хочется срежиссировать самостоятельно.

Чем больше даешь – тем больше получаешь. Моя работа дает мне энергию. Неважно – дети, взрослые, если отдаешь энергию, и если она действительно честная, настоящая – обратно получаешь не меньше. Пусть и не сразу.

0 0 0 0 0