Эксклюзив

Голливудские стереотипы: почему русские — плохие?

Опубликовано 13 ноября 2014 в 23:00
0 0 0 0 0

Голливуд часто прибегает к национальным стереотипам, изображая кинозлодеев — но зачем им отталкивать часть своих зрителей? Расследование ведёт Том Брук из BBC-Culture.

Суровый бывший КГБ’шник в ‘Мстителях’, отморозки в ‘Крепком Орешке’ – в последнее время экраны однозначно не испытывают недостатка в русских злодеях.
С недавних пор русские политики и кинематографисты стали открыто выражать недовольство тем, как киноиндустрия США изображает персонажей русской национальности злодеями. Дошло до того, что российская сторона угрожала бойкотом голливудских фильмов, что указывает на рискованность демонизирования национальности киностудиями.
В августе новое российское агентство Интерфакс докладывало, что Бату Хасиков, член комитета госдумы РФ по культуре, заявил следующее: “Фильмы, в которых всё, связанное с Россией, намеренно демонизировано или изображено в примитивном или глупом виде, должны быть запрещены к кинопоказу”.

Не первый год русских изображают злодеями. По словам Джеймса Чепмена, профессора киноведения в Университете Лестера, “ещё даже до Холодной войны Россия часто изображалась как геополитическая (как же уже осточертело это слово – прим.переводчика) угроза Западу, однако такое стереотипирование приобрело особый идеологический оборот именно во время Холодной войны, когда русских стали ассоциировать не столько с самой Россией, сколько с советским коммунизмом”.

Удивительно, но с падением Берлинской стены изображение русских злодеями в кинолентах не закончилось. Да, какое-то время они не были в центре внимания, но в целом русские остаются излюбленными злодеями киностудий.

По словам профессора Нины Хрущёвой – правнучки советского вождя Никиты Хрущёва, ныне проживающей в США – “невозможно даже посмотреть телевизор или сходить в кино, избежав нелестного упоминания русских”.

Кеннет Брана сыграл зловещего русского миллиардера в фильме ‘Джек Райан: Теория Хаоса’

Будучи преподавателем в Нью-Йоркской Новой Школе, Хрущёва отслеживает то, как русских изображают в американском кинематографе – и, по её подсчётам, ситуация мало изменилась со времён Холодной войны. “Ситуация никогда не смягчалась достаточно для того, чтобы Россия оказалась вне роли врага” – говорит профессор.

Эксперты видят причину увеличения количества злодеев российского происхождения в твёрдой позиции президента РФ Владимира Путина. “Я думаю, что восприятие России как геополитической (опять это заезженное слово – прим.переводчика) угрозы особо обострилось после перемен в правлении Путина, и особенно учитывая нынешнюю ситуацию на Украине. Россия, пусть даже и пост-коммунистическая, воспринимается в США как враждебная сила, и я думаю, что именно в этом и кроется причина такого изображения русских в кино” – заявил Чепмен.

Всё новое – хорошо забытое старое

Хоть русские и номер один в списке злодеев на сегодня, многие расы и национальности успели побывать в шкуре злоумышленников за несколько десятилетий. По понятным причинам, во время Второй Мировой войны немцы изображались злодеями в американском кино, равно как и японцы.

Группа, которую в разной степени демонизировали на протяжении многих лет – это арабы и, в частности, мусульмане. Арабов изображали ворующими и убивающими негодяями ещё до того, как Рудольф Валентино снимался в немом кино вроде ‘Шейха’ (1921). Среди американцев арабского происхождения бытует мнение, что Голливуд страдает от “Синдрома 3B” (bellydancers, billionaires, bombers / танцовщицы, миллиардеры, террористы – прим. переводчика).
После событий 11 сентября американцы арабских кровей были обеспокоены тем, что их повсеместно ‘приписывали’ к террористам. По словам доктора Джека Шахина, автора книги ‘Реально плохие арабы: как Голливуд очерняет людей’, арабов до сих пор рисуют отнюдь не в лучшем свете, хотя примеры более-менее объективного их изображения и имели место. “К сожалению, мусульмане и Арабы всё ещё часто появляются на экранах в роли злодеев” – сказал он.

Китай тоже внёс свою лепту злодеев в американский кинематограф, начиная с того времени, когда Фу Манчу появился на экранах в роли подозрительного китайского персонажа в раннем кино с озвучкой. Когда MGM выпустило ‘Маску Фу Манчу’ в 1932 году, китайское посольство в США оформило официальную жалобу, т.к. главный герой был показан крайне отрицательно. Однако сегодня ни в одном американском фильме нет и духа китайских злодеев, видь Китай стал для студий жизненно важным рынком сбыта.
Это стало особенно очевидным после римейка ‘Красного Рассвета’ 2012 года. Его снимали с китайскими злодеями, но во время пост-продукции их превратили в северных корейцев во избежание проблем с выходом на китайский кинорынок. А так как голливудские фильмы в Северной Корее не крутят, продюсеры знали, что не понесут потерь, унижая это государство на экране.

В римейке ‘Красного Рассвета’, китайские злодеи были переделаны в северных корейцев на стадии пост-продукции.

То, как Голливуд рисует злодеев, может иметь весьма ощутимые последствия. К примеру, в случае с Россией это не только разозлило политиков, но и, вполне возможно, предоставило им модели для подражания. В своём блоге Нина Хрущёва, занимая очевидно антипутинскую позицию, сделала смелое заявление: Владимир Путин был в значительной мере вдохновлён голливудским парадом злых русских.
По её словам, «он перенял зловещий образ России и российских лидеров, предоставленный Голливудом. Он видел все эти фильмы. Он решил: вы в любом случае изобразите меня злодеем, так почему бы и не оттяпать кусок-другой от других государств».

Был Путин вдохновлён голливудскими плохими парнями или нет, а факт остаётся фактом: есть серьёзные основания полагать, что голливудские фильмы будут ограничены к прокату в России в ближайшем будущем. Хрущёва считает, что киноиндустрия США действительно может попасть под ограничения и, на её взгляд, «очень даже возможно, что российский рынок закроет Голливуду свои двери».

Учитывая, что Россия — 7ой по величине рынок потребления кинопродукции, почему студии идут на риск, демонизируя одного из своих самых важных покупателей? В первую очередь, вероятно, потому, что жалобы российской стороны могут послужить ‘чёрным пиаром’ в пользу киностудий. По словам Джеймса Чепмена, «они будут рады интересу и вниманию». Клаус Доддс, профессор геополитики (ну вот опять! — прим.переводчика) Лондонского Университета, также заметил: «Я думаю, что Голливуд гораздо более озабочен китайским рынком». И ведь действительно, в Голливуде наблюдается чуть ли не одержимость Китаем — однако теперь, когда недовольство русских может привести к сокращению кассовых сборов, вполне вероятно, что вопрос будет пересмотрен.

Охота за новыми злодеями

Теперь, когда у Голливуда осталось столь мало национальностей, которые можно безвозмездно демонизировать, ему однозначно нужно подыскать свежих злоумышленников.
Исламское Государство могло бы стать источником персонажей-злодеев, но тут не всё так просто, ведь оно состоит из стольких разных национальностей, берущих начало на Ближнем Востоке, в Северной Америке, Великобритании и прочих местах.
«В случае с ИГ получается то, что можно назвать репрезентационной проблемой. Какой тип или типы людей могли бы представлять ИГ, учитывая, что в него принимаются люди самых разных национальностей?» — сказал Доддс.
Учитывая сложности сегодняшней геополитики (4й раз!!! — прим.переводчика), следует ожидать, что национальность перестанет быть определяющей чертой киношных злодеев. Вполне возможно, что злодеи, которых мы увидим в ближайшем будущем, будут ‘загрязнителями’ окружающей среды. Более того, вредители природы уже выступали в роли главных антагонистов — в самом удачном блокбастере всех времён, «Аватаре» 2009 года.

Проблема в том, что никто из сегодняшних кинозлодеев не имеет столько ‘веса’, сколько их предшественники. Во время Холодной войны, и особенно во время таких драматичных событий, как Кубинский Кризис, русский злодей на экране представлял из себя гораздо более устрашающее зрелище, ведь зрители знали, что системы запуска ядерных боеголовок СССР и США находились в состоянии боевой готовности. К счастью, с тех пор угроза ядерной войны поутихла — однако это, в свою очередь, ‘обескровило’ наших злодеев. Так что пока мы вынуждены будем довольствоваться эко-террористами и самой угрозой террора — до тех пор, пока Голливуд в порыве вдохновения не породит нового суперзлодея.
Или, не дай Бог, пока реальная мировая геополитика (5!!!! Оказывается, не только в России этим словом бомбардируют СМИ — прим.переводчика) не даст нам такого страшного врага, который будет действительно достоен занять место злодея номер один на киноэкранах.

И вот вам порция весёлых картинок из импортных фильмов. Sorry за качество некоторых. Зато содержание доставляет.

0 0 0 0 0