Общество

«Землетрясение». Фильм-катастрофа о трагедии 1988 в Армении

Опубликовано 25 ноября 2016 в 18:58
0 0 0 0 0

В середине этой недели состоялся показ тяжелого фильма «Землетрясение», рассказывающего о событиях и отношениях людей после того, как рухнул Спитак и Ленинакан. TVR посетил пресс-показ и рассказывает, как у режиссера Сарика Андреасяна получилось справиться с воссозданием ужасных событий 1988 года.

Маленький городок Ленинакан, ныне носящий название Гюмри. В 1988 году больше чем половину этого местечка, похожего для российского зрителя на провинциальный населенный пункт в глубинке РФ, сравняло с землей страшнейшее землетрясение, магнитуда которого составила 6,8 баллов по шкале Рихтера. Взяться за воплощение на киноэкране истории самого страшного землетрясения минувшего века, унесшего жизни более 25 тысяч человек и оставившего больше 500 тысяч людей без крова, — крайне рискованный шаг, ведь перед режиссером стояла задача показать чувства, которые испытывали люди в самый страшный момент их жизни; ту боль, что испытал весь народ Армянской ССР во время Спитакского землетрясения; то единство мира перед лицом локальной проблемы, не оставившей равнодушным жителей других стран, и превратившейся в глобальную.

Фильм-катастрофа, никак не перекликающийся с надуманными аналогами из Голливуда, начинает с ДТП — Константин Бережной, сотрудник органов, мчится на «Волге» по туннелю, где, не рассчитав скорость, сталкивается с новехоньким красным «Жигули», в котором едет маленький мальчик Роберт и его семья. Яркий свет, громкий звук: в кадре перевернутая «Жигули» и покореженная «Волга». Из четырех человек, ехавших в красном автомобиле, в живых остается лишь Роберт, которого на руках выносит Бережной.

Дальнейшие действия фильма разворачиваются уже через 8 лет после того ДТП. Роберту исполнилось 20, Бережному — 45. Последние восемь дней рождения Константин встречал в тюрьме в дали от Ленинакана, где осталась его семья: жена, дочь и сын. Роберт знает об этом и «хочет посмотреть в глаза убийце родителей». Он посмотрит, правда, не так как планировал — Роберт хотел постучаться в дверь в квартиру Константина, да вот ни дверей, ни домов через несколько часов уже не было.

Zemletriseniya_Leninakan

Параллельно давнему конфликту Роберта и Константина в фильме разворачиваются ещё несколько сюжетных линий, которые, местами ,кажутся в разы интереснее основной сюжетной завязки. Так, нам показывают семью, главой которой является отец-традиционалист, не пускающий на порог родной дочь и мужа из-за того, что его ребенок забеременел до свадьбы. Нам показывают весельчака-армянина, отмечавшего в день катастрофы день рождения — он пытается сдержать себя, продолжает веселиться, но как только он оказывается один на один с собой он рыдает и задыхается от ужаса, происходящего вокруг.

— Что ты веселишься? Посмотри, здесь смерть кругом, здесь люди!
— А что мне? День рождения, гости пришли! Гости-то мои вот здесь, в кузове лежат(показывает на кузов, где среди раненых лежат мертвые)

Отдельного внимания заслуживает линия девушки Лилит, за которой ухаживает начальник местного кладбища Акопян — в любой социалистической стране должность начальника крайне значимая и дающая необычайные возможности. Девушка, правда, его любви не принимает, но он дарит ей огромный гранитный стол, который, как говорит брат девушки «утащить теперь можно только краном». Лилит считает его человеком, наживающимся на смерти и зрителю какое-то время так и будет казаться. Но лишь какое-то, пока этот человек не сойдёт с ума от ужаса, с которым столкнулись жители Армении в тот день. Сцена, в которой потерявший дар речи Акопян становится в узду вместо лошади и буквально на своем горбу тащит карету с мертвыми жителями Ленинакана — одна из самых сильных сцен фильма.

Пробка на въезде в разрушенный Ленинакан:
-Брат, а ты что приехал?
— Я вот хлеб привез. Услышал про случившееся, взял хлеба, сколько мог и приехал. А ты? Родственники у тебя тут?
— Нет.
Неназванный герой выходит из машины, берет в багажнике кирку и решает бросить авто, отправившись пешком на помощь пострадавшим. Камера уходит в верх — из всех машин выходят люди и устремляются к Ленинакану

Смерти в фильме много, но показать всю глубину трагедии не сможет ни один режиссер, даже очевидец событий — воспроизвести травму, нанесенную целому народу не под силу никому. Режиссеру Сарику Адреасяну удалось передать то, что происходило, но не так глубоко, как это было. И это нельзя назвать плохой стороной фильма: ни один фильм, ни одна книга никогда не сможет передать полностью страдания даже одного человека, что говорить о трагедии народа? Правда, фильм-катастрофа несет совершенно другой посыл — жизнь бесценна.

Часть воспроизведенных кадров из этого видео вы увидите в фильме

Действительно, в фильме показано много счастливых моментов, объясняющих истинную, подлинную ценность жизни. Счастливая мать, чей сын был спасен, счастливый юноша, вытащивший из под завала девушку. Счастливый дедушка, начавший пританцовывать со слезами на глазах после того, как узнал, что его жена жива. Она, кстати, не понимает, как жить дальше и с неподдельной болью восклицает, что кругом смерть и беда. На что муж отвечает ей фразу, охарактеризовавшую мировое единство перед лицом трагедии в Армении:

Беда в одиночестве, а мы не одни

Да, где-то актеры сыграли не очень, особенно маленький ребенок — это простительно, ведь малыш, не видевший ни трагедий, ни войн вряд ли сможет изобразить страдания. Где-то фильм кажется наивным, а сюжеты персонажей нереалистичными — слишком уж всё честно. Но это только кажется, ведь истории фильма основаны на реальных судьбах людей, переживших землетрясение. Саундтрек, автором которого является Айко, местами слишком чувственный — это плюс, а не минус. Но в фильме почти всё передано полностью — масштаб трагедии, атмосфера, царившая в городе, горе, отраженное в лежащих друг на друге сотнях гробов, душераздирающее страдание в сцене, где мужчина потеряно несет маленький черный гробик с ребенком…

131209113250_leninakan_640x360_ria_nocredit

Единство — ещё одна хорошо показанная часть истории. В фильме немало сцен отражают переживания и сочувствие соседних стран: на помощь армянским врачам в первый же день прибыли врачи из Грузии, привезя медикаменты. На помощь прибыли и французы, и таджики и десяток других стран. «Братской Армении от доноров Таджикистана» гласит надпись на коробке с бутылированной кровью…

0_6173b_e243a36f_orig

Перед лицом трагедии все равны. Адреасяну удалось передать то, что было задумано. Самые главные рецензенты ленты — люди, бывшие в Ленинакане и Спитаке во время землетрясения — оценили фильм высоко. Голос ни одного критика не сможет сравниться с мнением человека, видевшего всё своими глазами и подтверждающего реалистичность картины. Ни один.

В сети кинотеатров «Иллюзион» фильм можно будет посмотреть с 1 декабря.
Перед этим рекомендуем посмотреть документальные фильмы и почитать историю Спитакского землетрясения

0 0 0 0 0





Вконтакте
facebook