Бизнес

В гостях у премии: компания «РОБОТ» о будущем технологий и развитии робототехники

Опубликовано 13 апреля в 19:27
0 0 0 0 0

Одно из правил нейминга гласит, что в названии компании должна быть четко отражена фишка организации и её специализация. Основанная в 2014-ом году компания «РОБОТ», ставшая резидентом «Сколково», идеально выполнило это правило. Чем может заниматься «РОБОТ», если не созданием механических умных созданий? В этом году они подали заявку на молодую премию «Золотой Мост», а TVR пообщался с директором компании Александром Ганюшкиным. Узнали много и охотно делимся.

— Что привело вас в робототехнику? Почему выбрали эту нишу?

Думаю, не я выбрал ее, а она меня. Все началось еще в далеком детстве. Впервые, увидев мультипликационный фильм «Трасформеры», я оказался под очень большим впечатлением. Мультфильм настолько меня вдохновил, что мне захотелось делать что-то подобное. После чего я изучал различные книги и журналы, связанные с робототехникой и конструированием. Используя советский конструктор, а также разобранные детали от игрушек, я собирал простых роботов.

— Расскажите о первых роботах. Какими они были?

Самый первый мой робот был робот-виброход. Он состоял из ног и капсулы, внутри которой находился моторчик с эксцентриком, при подаче напряжения робот вибрировал и перемещался в хаотичном порядке. Тогда мне было около семи лет. После чего я создавал различных колесных роботов, роботов с магнитной подвеской, роботов-пауков, роботов-манипуляторов. В качестве запасных частей я использовал советский конструктор и разобранные игрушки. Все управление было завязано на трехпозиционные переключатели.

— Что думает насчёт моды «войти в ай-ти»? Вредит ли это рынку в том числе и робототехники?

IT меня особо не привлекало, в той форме, в которой она существовала, когда я заканчивал ВУЗ. Сейчас IT и робототехника тесно связанны друг с другом, я бы даже сказал робототехника тесно связана с IT и со многими другими направлениями. В данный момент мы переживаем 4 промышленную революцию и без IT и робототехники здесь не обойтись, поэтому думаю, что IT никоим образом не навредит рынку робототехники, а лишь его расширит и дополнит.

— Изменился ли как-то мир робототехники и инноваций в России в условиях санкций и импортозамещения?

Мир робототехники и инноваций в целом, постоянно меняется, он имеет положительный тренд, в том числе и в России. Людям нужны инновации, но с каждым днем любую инновацию мы начинаем воспринимать как должное. Поэтому с одной стороны, как я уже сказал, инновации людям нужны, а с другой стороны, чтобы люди признали ваш продукт инновационным и покупали его регулярно нужно создать что-то по-настоящему удивительное и полезное, иначе ваш продукт не будет инновационным. С каждым годом создавать инновации становится сложнее, к тому-же появляется стартапы конкуренты, которые могут сделать лучше и быстрее. Это, своего рода, некий естественный отбор в мире инноваций. Происходит ли это из-за санкций и импортазамещения? Думаю нет. Я думаю, что в условиях санкций и импортозамещения в первую очередь должны развиваться не инновации, а реальный сектор экономики, то, что мы можем делать сейчас.

Инновации, как живой организм, всегда пробьют себе путь независимо ни от каких санкций

— С нулевых звучат страшные прогнозы, дескать, умные робототехники всё автоматизируют и люди останутся без работы. Насколько это миф или реальность?

На самом деле на эту тему существует множество споров. Очевидно, что роботы заменят людей во многих профессиях. Уже сейчас в открытом доступе есть списки профессий, в которых роботы заменят людей уже через 20 лет. Это обслуживающий персонал, водители, юристы, учителя, солдаты, журналисты, фармацевты и т.д. Сегодня многие компании все активнее используют роботов для выполнения различных работ, при этом количество рабочих мест для людей постепенно сокращается.

Некоторые виды продукции, особенно в высокотехнологичных отраслях, уже практически полностью выпускаются на роботизированных конвейерах с минимальным участием человека. Но я думаю, что люди не останутся без работы, появятся совершенно новые профессии где человека нельзя будет заменить в ближайшем будущем

Наконец, уже сейчас обсуждаются налоговые сборы с роботов. Инициатором этого закона является Билл Гейтс. С помощью данного налога, Билл Гейтс считает, можно будет покрывать расходы на профессиональную переподготовку людей в профессиях, которые роботы еще не заняли. Я думаю это разумно и гуманно. Мне видится еще одна картина, как можно не остаться без работы — для этого достаточно приобрести одного или более роботов, которые смогут трудится на благо человечества и приносить своему хозяину хорошую прибыль. Попросту говоря, вы покупаете робота и сдаете его в аренду, например, заводу или полиции, или поликлинике, в зависимости от того, какого вы робота приобрели. Конечно же здесь подразумевается, что к тому времени роботы будут доступны для людей, как, например, автомобили сегодня.

— Как сейчас мир робототехники живет во Владивостоке? Какое место занимает наш город на карте технологий?

На сегодняшний день во Владивостоке очень развита образовательная робототехника. В нашем городе существуют различные центры школьного и студенческих возрастов по подготовке будущих робототехников. Чего только стоит Центр развития робототехники! В городе насчитывается более пяти филиалов, включая головной центр. В центре развития робототехники ребята изучают основы программирования, конструирования, схемотехники. Участвуют в Робофестах, ВРО и других российских и международных соревнованиях, причем команды из Владивостока занимают призовые места не только в России, но и в мире. В центре также существуют школьные и студенческие команды по подводной робототехнике, которые занимают почетные места и в России, и в мире.

В городе есть клуб технарей — сообщество инженеров, программистов, ученых и всех интересующихся робототехникой, программированием, электроникой и смежными дисциплинами. В клубе технарей инженеры-робототехники встречаются и делятся опытом, устраивают различные соревнования. Вот, например, в прошлом году при поддержке Центра развития робототехники, ДВФУ, Rhonda и DNS, клуб технарей организовал соревнования «Robotics Tournament», где за 24 часа нужно было собрать и запрограммировать робота и пройти испытания.

Помимо сообществ и центров есть современная площадка для прототипирования и макетирования – ФабЛаб ВГУЭС. Это производственная мастерская, которая позволяет изготавливать необходимые детали на станках с числовым программным управлением, 3D-принтерах, станках лазерной резки и др. Мастерская полезна для инженеров, IT-специалистов, изобретателей, инноваторов.

Конкретно, конечно, я не могу сказать какое место Владивосток занимает на карте технологий, но примерную оценку дать могу. Что касается образовательной и подводной роботехники, то с уверенностью могу сказать, что мы в первых рядах. Если брать робототехнику в целом, то где-то в серединке

— А какие тренды в технике наиболее популярны сейчас? Медицинские роботы?

Говоря о технологических трендах то это, безусловно: искусственный интеллект, VR, беспилотники, роботы.

Искусственным интеллектом сейчас занимаются такие IT-гиганты как: Google, Microsoft, Apple, Amazon. В первую очередь эти компании создают высокоинтеллектуальных голосовых помощников. Но вот, например, Марк Цукерберг, основатель Facebook, заявил, что одной из его целей является создание искусственного интеллекта, способного эффективно помогать ему по дому. Это некий прообраз Джарвиса, известного нам из фильма «Железный человек».

Системы виртуальной/дополнительной реальности (VR/AR) находят все большее применение не только в видеоиграх, но и в проектировании, медицине, образовании, киноиндустрии, продажах, военной промышленности. Сегодня в мире существует тысячи стартапов в этой области. Только в России их насчитывается около двухсот. За прошедший год VR/AR-рынок вырос как по количеству компаний, так и по уровню реализуемых проектов примерно в два раза в России.

Беспилотники также в тренде, явный тому пример всем известная компания Tesla. Автомобили с системой автопилота уже в продаже и это вовсе не пилотные проекты. Существуют и другие компании которые в скором времени выпустят беспилотные автомобили. Компания Softbank продемонстрировала работу беспилотного автобуса на шоссе, при этом в отличие от своих аналогов из Европы, транспорт двигался намного быстрее, как если бы вы ехали в обычном автобусе с водителем. В России тоже существуют проекты беспилотников, такие как: KAMAZ-ШАТЛ, «Бакулин Моторс Групп» — Matreshka, Avrora Robotics – Agrobot. Последняя из которых делает робота для обработки и культивации земельных участков в сельском хозяйстве.

Говоря о рынке робототехнике и о его трендах, хотелось бы отметить, что рынок роботехники очень обширен, и имеет множество сегментов и подсегментов. Это связанно с тем, что универсальных роботов пока не создали, хотя к этому многие крупные компании стремятся. На сегодняшний день в целом робототехнику можно поделить на два крупных сегмента – это промышленные роботы и сервисные роботы. В свою очередь сервисные роботы делятся на сервисных роботов для профессионального использования: военные роботы, медицинские, логистические и т.д., и на роботов для персонального использования: образовательные роботы, роботизированные игрушки, бытовые роботы, роботы для развлечений и отдыха. По данным НАУРР (Национальная Ассоциация Участников Рынка Робототехники) в тренде по продажам будут роботы для персонального использования, а именно роботы для домашних работ: бытовые роботы, роботы для развлечений и отдыха, роботы для ухода за пожилыми людьми.

По прогнозу начиная с 2015 и по 2018 года, число проданных роботов в этом сегменте будет насчитываться порядка 35 млн.шт.

— Есть ли шансы сделать Владивосток «умным городом»?

Это будет зависеть от того, насколько «умным городом» мы хотим его сделать. В любом случае считаю, что нет ничего не возможного. У нас и сейчас в городе много умных светофоров и видеокамер, радар-детекторов, wi-fi в автобусах и кафе. Осталось только внедрить беспилотный транспорт. Кстати говоря беспилотный транспорт совсем скоро может появится во Владивостоке. Около четырех месяцев назад я общался с генеральным директором компании «Электротранспортные технологии» Антоном Поппель (резидент и партнер «Сколково»), он говорил, что если удастся договориться с ДВФУ, то на территории кампуса может появится беспилотный автобус Matreshka. Вот вам и умный город!
Но на мой взгляд в нашем городе в первую очередь необходимо повышать экологию, качество дорожного покрытия, а потом делать его умным. И для всего этого можно использовать инновационные технологии!

— А создать здесь свою «Кремниевую долину»?

У нас есть «Сколково» в Москве — это как раз аналог «кремниевой долины». Во Владивостоке существует единственное в России Дальневосточное представительство «Сколково», у них отличная команда, всегда готовы помочь. Кстати говоря, благодаря Илье Мирину и Антону Жуплеву я попал в «Сколково», за это я им очень признателен. Мы (резиденты «Сколково» и дальневосточного представительства «Сколково») уже обсуждали проект «кремниевой долины» на территории Владивостока. Поэтому появится ли у нас в городе своя, будет зависеть от необходимости ее создания. Отчасти необходимость такая есть, но нужно понимать, что для этого нужны не только стартапы, но и инвесторы, бизнес-ангелы.

— Расскажите о глобальных планах компании?

Из глобальных планов мы хотим создать армию роботов и поработить «Человеков»! А если серьезно, мы планируем организовать во Владивостоке крупноузловую (SKD) сборку нашего продукта и запустить продажи. В данный момент работаем над обновленной версией манипуляторов. Новая версия дизайна манипуляторов уменьшает массу, повышает привлекательность и функционал и самое главное снижает себестоимость. Совсем скоро на нашем сайте www.robotco.ru мы представим дизайн робота с обновленными манипуляторами, после чего приступим к их сборке и тестированию.

— К чему стоит быть готовым предпринимателю, идущему в сферу инноваций? Дайте несколько советов, основанных на личном опыте

Всегда готов!
Советы для молодого инноватора

1. Будьте готовы к тому, что нельзя быть готовым ко всему.

2. Для реализации проекта не нужно думать, что вы должны это сделать, вы должны захотеть это сделать.

3. С благими намерениями можно сделать многое, но с этими же намерениями и деньгами можно сделать намного больше.

4. Вы не должны это делать ради денег, но проект должен быть направлен на финансовую выгоду.

5. Инновация должна приносить пользу людям, при этом она должна быть доступна, тогда она будет востребована.

6. Верьте в себя и в свою команду. Не все получается с первого раза, и не у всех. Поэтому не стоит унывать, если не получилось, возможно это к лучшему, есть время поработать над собой, есть время стремиться к чему-то большему, быть более уверенным и правдоподобным в своих действиях, быть более открытым для людей.

7. Не нужно бояться момента — «а вдруг не получится». Нужно брать и делать, чтобы вам не пришлось жалеть за те поступки, которые вы не сделали.

0 0 0 0 0