Юлия Шейко
Юлия Шейко 27.07.2016

Порто-франко: история налоговых льгот и бесплатных гектаров во Владивостоке

13 июля 2015 года Президент Российской Федерации подписал закон о создании Свободного порта Владивосток, который начал законно функционировать 12 октября 2015 года. Режим свободной гавани создаётся сроком на семьдесят лет с перспективой дальнейшего продления преференциального режима. Но является ли столь романтичное словосочетание новацией в нашем регионе? TVR делает краткий экскурс в историю и рассказывает, как это было.

Порто-франко
приморская гавань, пользующаяся правом беспошлинного ввоза заграничных и туземных товаров. Сегодня порто-франко чаще всего представляет собой свободную таможенную зону, в которой действуют налоговые послабления или они полностью отсутствуют

Впервые режим так называемой «свободной гавани» функционировал во Владивостоке в 1861-1909 гг. Толчком для создания свободной гавани на Дальнем Востоке России послужили многочисленные обращения американских купцов к генерал-губернатору Восточной Сибири с просьбой о свободном плавании. Недолго думая, Н.Н. Муравьев, прикинув открывающиеся дальнейшие перспективы сближения с Америкой, сделал всё возможное для реализации этого ходатайства. Кроме того, необходимость заселения нового края и обеспечения его какими-либо товарами (независимо от того, будут они русские или иностранные) стала одним из факторов, побудивших правительство к созданию данной приманки. Так, с 16 августа 1856 года разрешалась беспошлинная торговля в портах Приамурского края и о-ва Сахалин.

В 1860 году в связи с истечением очередного срока беспошлинной торговли генерал-губернатор Восточной Сибири предложил на рассмотрение расширить облегченный налоговый режим на все порты Приморской области. И 25 декабря 1862 года, через два года после одобрения Сибирского комитета Владивосток открывают для свободной торговли.
Импортные ткани, продовольственные товары, разнообразные алкогольные напитки – коньяк, спирт, джин, пиво и портер наполнили внутренний рынок.

Из Владивостока вывозили лед, белужий жир, соленую рыбу, особой популярностью пользовалась морская капуста (ламинария японская)

В 1871 году из Владивостока и его окрестностей в Китай было отправлено около 7,5 тонн морской капусты на сумму 990 тыс. рублей. Естественно, местная вывозная торговля носила преимущественно сырьевой характер, из-за чего порто-франко стал, по сути, портов исключительно ввозных товаров.


Посмотреть всю карту

Преференции со временем становились ограниченными, из-за того, что набирала обороты политика протекционизма (от англ. to protect — защищать). Например, льгот лишались иностранные аналоги российских подакцизных товаров – сахар, спички, спиртные напитки и табачные изделия. Первые ограничения были наложены в 1867 году на спиртные напитки. Причиной тому послужило поголовное пьянство местного населения благодаря изобилию ввозившегося иностранного алкоголя. Стоит отметить, что ограничения не повлияли на масштабы ввоза алкоголя, они по-прежнему оставались впечатляющими. Однако теперь, новые меры давали существенное пополнение государственной казны.

Последующее расширение списка ограничений стало первым шагом на пути к полной отмене режима порто-франко

Коренным поворотом стало открытие пароходного сообщения между Владивостоком и Одессой, что ознаменовало собой возможность регулярной доставки отечественных товаров. Так, порто-франко потеряло свою актуальность и стало тормозить развитие местного производства. Окончательно вопрос был решен 1 марта 1909 года, когда вступил в силу закон о закрытии порто-франко по привозу иностранных товаров.

К этому времени, эта система привлекала не только иностранный товар, но и инвестиции в местную экономику. Современники отмечали, что каждая американская вещь стоила здесь в три раза дешевле, чем в Америке. Но не стоит забывать, что Владивосток изначально был замыкающей территорией и рассматривался как военный форпост. На Дальнем Востоке не было надежных путей сообщения с европейской частью России, регион был почти не изучен и не колонизирован, так что наличие этих фактов и стало одной из причин такого подарка от властей. Благодаря системе порто-франко в условиях нехватки капитала и рабочей силы удалось с нуля создать экономику региона.

Сейчас открыта новая страница истории режима свободной гавани во Владивостоке. И станет ли он возрождением былого успеха или уйдет в тень вместе с мейнстримовской портофранковской эйфорией?

Материал подготовлен Юлией Шейко.
Специально для vladi-room.ru




материалы в других городах

в центре внимания Вернуться на главную

цифра дня 5 млрд рублей направят на реализацию социальных программ Приморья поверх суммы ,уже заложенной в бюджет
видео дня Открытие Большого ГУМа
Мой Владивосток