Cat-Man 03.11.2015

На стиле: фильмы неповторимой визуальной красоты

На прошлой неделе в кинотеатрах Владивостока показали фильм «Молодость» Паоло Соррентино, номинанта на Золотую пальмовую ветвь последнего Каннского фестиваля. Возможно, кому-то лента показалась невероятно скучной, а кто-то, наоборот, пришёл от неё в восторг. Однако точно не приходится сомневаться в том, что «Молодость» – фильм удивительной красоты, где каждый эпизод наполнен элегантностью и чувством вкуса. TVR решил вспомнить и другие картины мирового кинематографа, которые впечатляют своей визуальной стороной больше, чем сюжетной составляющей.

«Третий человек»

Кэрол Рид, 1949 г.

Безымянный

В 1963 году Альфред Хичкок снял свой знаменитый фильм «Птицы», открыв миру новую грань кошмаров, основанных на предчувствии чего-то ужасного. Однако до появления в мировом кинематографе мастера саспенсов, зрителей тоже нужно было как-то держать в напряжении весь фильм. В случае с «Третьим человеком» огромную роль в этом сыграл, конечно, английский писатель Грэм Грин, работавший над сценарием. Но не только сюжет помог этой криминальной детективной истории стать лучшим нуаром британского кинематографа. Финальная сцена погони, которая разворачивается в городской канализации, не только заставляет сжимать напряжённо кулаки, переживая за главного героя. Всё это к тому же невероятно красиво и эстетично, а каждый кадр – маленький чёрно-белый шедевр.

«В прошлом году в Мариенбаде»

Ален Рене, 1961 г.

Безымянный

Тот случай, когда визуальная составляющая действительно интереснее, чем сам сюжет. В своё время этот фильм представителя Французской новой волны вызвал множество споров и противоречивые отзывы. Ведь привычного повествования здесь нет. Вместо него – загадочная структура, лишённая прямолинейного движения, и в которой сложно различить правду и вымысел. Впрочем, докапываться до истины здесь вовсе и не нужно. Достаточно увидеть знаменитую сюрреалистичную сцену в парке, в которой люди отбрасывают длинные тени, в то время как деревья и статуи – нет. И этого будет вполне достаточно, чтобы стать очарованным этим загадочным фильмом.

«Красная пустыня»

Микеланджело Антониони, 1964 г.

Безымянный

В 60-х годах все главные режиссёры того времени впустили цвет в свои работы. В их числе был и Микеланджело Антониони. В его «Красной пустыне» 1964 года цвет становится едва ли не персонажем фильма. Не зря рабочее название ленты было «Небесно-голубой и зелёный». Действие разворачивается на фоне индустриального пейзажа, в котором главная героиня ощущает себя пустой и очень одинокой. Её внутренние переживания как раз и передают ирреальные краски окружающих вещей. Для большего эффекта Антониони даже специально делал цвета насыщеннее. Наверное, поэтому фильм и получился таким красивым и завораживающим.

«Кроваво-красное»

Дарио Ардженто, 1975 г.

Безымянный

В 1975 году известный итальянский режиссёр Дарио Ардженто снял классическое джалло (поджанр итальянских фильмов ужасов, сочетающий элементы криминального триллера и эротики). Здесь действительно довольно примитивная детективная история о музыканте и его помощнице журналистке. Вместе они пытаются разгадать план таинственного убийцы в чёрном плаще, убивающем невинных людей. Однако все нелепые и иногда даже нелогичные сцены разбиваются вдребезги о невероятное итальянское повествование под загадочную музыку. Полуиллюзорное пространство, в котором блуждает главный герой, состоит из повешенных кукол, красочных картин и детских рисунках на стенах старого дома, – всё это делает ночной кошмар невероятно красивым и притягательным.

«Орландо»

Салли Поттер, 1992 г.

Безымянный

Экранизация одноимённого романа Вирджинии Вулф о юноше-аристократе, вечно молодом и красивом, который просыпается однажды утром в теле женщины. Снять в главной роли необычную красавицу с андрогинной внешностью Тильду Суинтон было беспроигрышным решением. Она одинаково завораживает и в роли мужчины, и в роли женщины. Местами, правда, картина кажется даже слишком холодной и эстетизированной. Всё потому, что режиссёр Салли Поттер позаимствовала не только актрису Суинтон, но и многие художественные приёмы у Дерека Джармена – одного из главных авангардистов британского кино, который удивительно соединял в нём живопись и театральные эксперименты.

«Любовное настроение»

Вонг Кар-Вай, 2000

Безымянный

Довольно сложно рассказать обычную историю о супружеском адюльтере и не случившейся любви, не скатившись при этом в банальность и безвкусицу. У Вонг Кар-Вая это получилось. Он снял светлую и хрупкую картину, завораживающей своей невероятной визуальностью. Одним из приёмов, благодаря которому режиссёру удалось достичь нужного эффекта, было то, что ни в одной из сцен главная героиня не появляется в одном и том же наряде дважды. Её восточные платья на фоне бедного интерьера и душных мрачных улиц играют как яркие акценты, показывающие зарождение нового чувства между героями в обыденной обстановке. А специально замедленные некоторые сцены только добавляют фильму большего очарования.

«Барон»

Эдгар Пера, 2011

Безымянный

Португальский режиссёр Эдгар Пера малоизвестен русскоязычному зрителю. К тому же у автора небольшая режиссёрская копилка: всего лишь 5 полнометражных фильма. Однако в 2011 году Пера снял довольно интересную картину «Барон» на манер классических готических историй о вампирах. Сама история, правда, отходит здесь на второй план. В этом фильме влюблённый в кинематограф клипмейкер Пера перерождается вдруг в самостоятельного творца с собственным неповторимым почерком. «Барона» стоит посмотреть хотя бы из-за финальной сцены, в которой умирает старый вампир. Здесь автор удивительно играет с цветом, хотя вся лента выдержана в чёрно-белых тонах. Производимое впечатление трудно поддаётся описанию, лучше его ощутить самому.

«Танец реальности»

Алехандро Ходоровски, 2013 г.

Безымянный

Снять на восьмом десятке жизни кино, которое не вводило бы зрителя в полуобморочный сон от скуки – действительно достойно уважения. Чилийский сюрреалист Алехандро Ходоровски снял фильм по воспоминаниям из собственного детства. При этом картина не похожа на стариковское брюзжание или бесконечную рефлексию. Следить за сюжетом здесь не обязательно, впрочем, он здесь и так понятен. Сам Ходоровски утверждает, что разработал особый способ психомагии: благодаря его фильму человек избавляется от психических травм. Честно говоря, мы верим неутомимому автору на все сто процентов и даже больше. Тем более, фильм действительно похож на какой-то магический акт. Если вы когда-нибудь держали в руках колоду таро и рассматривали её бесконечные символы, то вы поймёте, какой визуальный эффект может произвести на зрителя «Танец реальности», снятый, кстати сказать, на широкую ногу.

Текст — Елизавета Кириллова





в центре внимания Вернуться на главную

фото дня Память о нескольких часах июньского солнца
@alexanderandreyev
цифра дня 103 столько миллиметров осадков выпало за сутки во Владивостоке(месячная норма)