Cat-Man 25.11.2015

Аниме, в любви к которым не стыдно признаться

В последнее время в Сети всё чаще появляются новости, связанные с постановкой картины «Призрак в доспехах», основанной на популярной манге. В своё время анимационная экранизация вызвала бурю положительных эмоций у западного зрителя, что не типично для произведений подобного рода. Ну а пока киношники продолжают нас дразнить своим грандиозным проектом, TVR вспоминает другие аниме-картины, которые не стыдно смотреть взрослому человеку. Кстати, в наш список не вошла ни одна работа Хаяо Миядзаки. Ему и без нас обычно вся слава достаётся.

«Босоногий Гэн», 1983 г.

режиссёр Мори Масаки

Безымянный

Первая картина в этом списке, наверное, самая серьёзная среди всех. Это яркий пример того, что в стилистике аниме можно делать не только кровавый треш и истории о кавайных девочках, но и глубокие трагичные произведения. Такие, как «Босоногий Гэн». Фильм основан на одноимённой манге Кэйдзи Накадзавы и во многом перекликается с жизнью самого автора, бывшего свидетелем бомбардировки Хиросимы в 1945 году.

Главный герой – 6-летний мальчик по имени Гэн, который вместе с родителями, братом и сестрой пытается выжить во время Второй мировой войны в условиях полной нищеты и голода. Жизнь семьи полностью рушится после того, как на город сбрасывают атомную бомбу. В этом аду выжить удаётся только Гэну и его беременной матери. В мире после катастрофы маленький мальчик пытается быть за старшего, взяв на себя ответственность за мать и ещё не родившегося ребёнка.

Конечно, в картине много смертей и других пост-катастрофических ужасов. Умирающая женщина, закрывающая собой тело мёртвой дочери, люди с вытекающими глазами, обгорелые изуродованные скелеты, делающие последние шаги, заражённые люди-монстры. Отчасти, даже хорошо, что «Босоногий Гэн» имеет довольно упрощённую рисовку. Иначе весь этот кошмар было бы просто невозможно смотреть. Самое страшное в этом фильме то, что эпизоды умирающих людей с растекающейся кожей навеяны не сюрреалистическими работами Дали, а взяты из реальной жизни Хиросимы. Просто поразительно, как аниме-фильм переплёвывает по трагичности и эмоциональному посылу многие антивоенные художественные фильмы.

«Оборотни», 1999 г.

режиссёр Хироюки Окиура

Безымянный

Фильм «Оборотни» – это экранизация манги Мамору Осии (режиссёра, снявшего того самого «Призрака в доспехах») «Легенда о псе-волке». На самом деле Мамору называл «Легенду» работой всей своей жизни (он увлёкся политикой и протестными движениями ещё в старшей школе) и хотел экранизировать её в своё время сам. Однако в тот момент руководство студии настояло на своём и отмело эту идею в сторону. И только позже, увидев феноменальный успех «Призрака в доспехах» на Западе, студийщики позволили Осии выступить хотя бы в роли продюсера. Так «Оборотни» смогли появиться на свет в виде полноценной анимационной экранизации.

Действие картины разворачивается в альтернативной исторической вселенной 50-х годов, в которой Вторую мировую войну выиграла Германия, сделав Японию своей оккупационной зоной. В Токио, в атмосфере насилия и жестокости, левая экстремистская организация устраивает массовые беспорядки и терроры. Чтобы пресечь подпольную деятельность экстремистов власти создают секретный государственный военный отряд по подавлению восстаний. Стоит отметить, что фильм «Оборотни» цепляет не только своей глубиной, но и потрясающим качеством анимации. Дело в том, что режиссёр Хироюки Окиура не был сторонником анимации компьютерной, поэтому картина практически полностью нарисована кропотливым ручным трудом аниматоров.

«Идеальная грусть», 1998 г.

режиссёр Сатоси Кон

Безымянный

«Истинная грусть» стал первым аниме-фильмом в кинокарьере режиссёра Сатоси Кон. И это как раз тот случай, когда дебютная картина получилась не просто лучшей работой автора. Можно смело сказать, что это единственный впечатляющий психологический триллер в жанре аниме, задавший планку всем остальным подобным работам. Во-первых, здесь практически отсутствуют аниме-штампы. Отчасти это объясняется тем, что изначально экранизация по мотивам романа Ёсикадзу Такеути планировалась как полнометражный кинофильм с настоящими актёрами. Поэтому в картине довольно много кинематографических приёмов работы с изображением. Во-вторых, «Истинная грусть» в чём-то перекликается с работами Хичкока и Линча. Чем-то даже напоминает «Малхолланд Драйв».

Сюжет строится вокруг молодого поп-идола Киригоэ Мима. Девушка решается оставить карьеру певицы, чтобы перейти в мир кино и прославиться как актриса. Однако такой шаг оценивают не всё её поклонники. Поэтому вокруг Мимы начинают твориться странные вещи: письма со взрывчаткой, угрозы по факсу, пугающие телефонные звонки. А, кроме того, люди, связанные с её новым поприщем, один за другим умирают от рук таинственного убийцы. Самой же Миме мерещится двойник, называющий её «грязным» препятствием Мимы-певицы на пути к славе. Героиня даже начинает путать настоящую жизнь со своей ролью в ТВ-сериале. И всё вокруг постепенно превращается в одну большую ленту Мёбиуса, где реальность и иллюзия превращаются в один непонятный кошмар.

Несмотря на то, что в картине много убийств, при этом сцены насилия практически отсутствуют. Поэтому «Истинная грусть» даже сейчас, спустя 17 лет, смотрится как лента, сделанная со вкусом, и продолжает оказывать влияние на многих режиссёров даже за пределами Японии. Например, многие зрители отметили, что фильм Даррена Аронофски «Чёрный лебедь» подозрительно напоминает «Грусть», а некоторые сцены так вообще пересняты кадр-в-кадр. В общем-то, удивляться тут нечему, ведь ещё задолго до «Лебедя» Аранофски полностью выкупил права на мультфильм, чтобы использовать сцену кричащей девушки, находящейся в ванне под водой, в своём фильме «Реквием по мечте».

«Воспоминания о будущем», 1995 г.

режиссёры Кодзи Моримото, Ютака Окамура, Кацухиро Отомо

Это три экранизации ранних манг-новелл Кацухиро Отомо, срежиссированные тремя признанными мастерами японской анимации. Все три работы объединяет одно – события в них разворачиваются в ближайшем будущем человечества. Получился довольно интересный сборник новелл, где каждая имеет уникальную рисовку.

«Магнитная роза»

Безымянный

В первой новелле рассказывается печальная романтическая история о группе космических пилотов, поймавших сигнал о спасении с заброшенной, но всё ещё действующей станции. Высадившись на борт, «спасатели» обнаруживают, что его хозяйка – одинокая оперная певица, потерявшая голос и живущая своими воспоминаниями, напоминающая чем-то даже Марию Каллас. К своему удивлению космонавты выясняют, что от излишней сентиментальности с ума могут сойти не только люди, но даже компьютеры. На самом деле новелла – своеобразная интерпретация легенд о сиренах, заманивающих моряков прекрасным пением в губительные глубины.

«Вонючая бомба»

Безымянный

Вторая новелла — это ироничная история, повествующая об эксперименте по созданию нового биологического оружия. Мелкий служащий то ли какой-то медицинской лаборатории, то ли чего-то подобного, проснувшись на рабочем месте, обнаруживает, что на производстве произошла авария, и все сотрудники мертвы. Теперь он должен доставить в Токио важные секретные бумаги и образец оружия. Под конец ситуация превращается в настоящий абсурд. Так что в итоге получается не антивоенное назидание, а, скорее, сатирическое сочинение о халатности на рабочем месте.

«Пушечное мясо»

Безымянный

Третья новелла предстаёт зарисовкой-антиутопией на милитаризм. В неназванном городе жизнь всех горожан организована так, чтобы все работали на обеспечение циклопических пушек, которые стреляют с утра до вечера не понятно, куда и зачем. Название новеллы полностью отражает её суть, поскольку за всё время в головах героев не происходит никакой перемены. Они спокойно ложатся спать таким же «пушечным мясом», каким проснулись в начале фильма.

«Классические истории», 2009 г.

режиссёры Тэцуро Араки, Морио Асака, Ацуко Ишизука, Сигэюки Маия, Рёсуке Накамура

Безымянный

Подобные произведения снимают не каждый день, поэтому «Классические истории» – настоящий праздник не только для любителей хороших аниме-фильмов, но и для всех неравнодушных к литературе. Этот художественный фильм – 12-серийная экранизация шести произведение классических японских писателей: Осаму Дадзай, Сакагути Анго, Нацумэ Сосеки и самого известного Рюноске Акутагава. Особенно «Классические истории» будут интересны тем, кто всегда хотел познакомиться с литературой Японии, но не знал, с чего начать. После этого сериала можно влюбиться не только в писателей страны восходящего солнца, но и в её культуру вообще.

Бонус

Безымянный

Для жителей Владивостока и всех, кто влюблён в этот прекрасный город. Согласитесь, очень приятно увидеть родные улицы в произведениях подобного рода. Вот и мимо Владивостока японские аниматоры тоже не прошли и навсегда увековечили его в сериале «Темнее чёрного» 2007 года. Чтобы увидеть наш любимый город не обязательно смотреть фильм целиком. Будет достаточно нескольких серий второго сезона, ведь по сюжету некоторые события картины разворачиваются именно во Владивостоке.

Текст — Елизавета Кириллова





в центре внимания Вернуться на главную

цитата дня Большое позитивное значение для промышленного рыболовства имеет устранение существовавшего фактического неравенства с прибрежным рыболовством
Эльмира Глубоковская, депутат Государственной думы от Приморского края
видео дня Владивосток туристический. Что посмотреть?
8 канал